вторник, 10 марта 2015 г.

Байкальский ледовый марафон 2015

О Байкальском ледовом марафоне я услышала случайно, когда бежала свой первый марафон - Московский, в 2013 году. Рядом бежал немец в куртке с надписями Москва и Байкал и с российским и немецким флагами. Разговорились, и я узнала о существовании марафона на льду великого озера Байкал. Поехать на Байкал было давней мечтой, а соединить поездку с марафонским забегом показалось вообще супер -идеей. Уже во время первого марафона я поняла, что бегать мне нравится и этот марафон не станет первым и единственным, а вероятно, будут еще. Заявку на Байкал подала в том же году, но подтверждения не получила.

Прошлой осенью, бегая поздней осенью по тропам финских лесов с португальским другом - ультрамарафонцем, работающим в Финляндии, разговор зашел о Байкале, и постепенно идея пробежать марафон по льду великого озера становилась все реальнее и реальнее. Идеей вдохновился еще один финский друг по учебе, и мы подали заявки на участие. У меня особо подготовиться к марафону не получилось, так как январь традиционно был занят лыжами и бега было немного, а чуть больше чем за пару недель до старта свалилась с простудой, с температурой и жутчайшим насморком. К моменту поездки болезнь все же отступила, и приближался первый день весны - день Байкальского марафона.

В Иркутск я прилетела уже в пятницу. Попала на один рейс с португальцем Уго, который летел из Хельсинки с пересадкой в Москве. Прилетев в Иркутск, отправились погулять по городу. От бессонной ночи и разницы во времени слегка болела и кружилась голова. Уго, приехавший в Россию первый раз, удивлялся всему вокруг. Район Иркутска, где мы оказались, выйдя из гостиницы, выглядел как кадр из фильма про девяностые годы с обилием разнокалиберных рекламных плакатов и огромных рынков. С домами вполне современными соседствовали покосившиеся и даже обгоревшие бараки. Но больше всего уставший от перелета мозг поразило наличие на выходе из гостиницы сразу трех похоронных бюро, машины, перевозящей «груз 200», и больницы напротив, поставляющей клиентов для близлежащих сервисов. А мы всего лишь хотели позавтракать и выпить кофе. Но в округе продавалась только замороженная рыба всех сортов и видов.

Несмотря на немного странное начало дня, в итоге мы нашли и кофе, и нормальную еду, и познакомились с другими сторонами и районами города Иркутска, где все было очень даже неплохо.
На следующее утро разница во времени уже не ощущалась так сильно  - похоже, удалось акклиматизироваться. Поехали из города обратно в аэропорт, где нас ждала встреча с финским другом  и другими участниками марафона и поездка на автобусе организаторов к месту старта. Откуда будет старт марафона мы толком не знали и не знали, куда поедем. Думали, что в Листвянку на западном берегу Байкала - основную туристическую деревню, но как выяснилось, нас повезли в Байкальск - почти 3 часа езды от Иркутска. По дороге был обед в кафе «Золотая Юрта», впервые попробовала очень вкусного Байкальского омуля. Дорога была долгой, в основном, все спали. По приезду узнали, что марафонцев организаторы поселили в нескольких гостиницах - и на западном и на восточном берегу Байкала. Нас поселили в гостинице Гора Соболиная. Моей соседкой по блоку номеров оказалась бегунья из Испании - София Гарсия,  как позже выяснилось, одна из лучших спортсменок в беге по пересеченной местности в Испании, победительница многих горных марафонов. Забегая вперед, скажу, что она стала победительницей забега среди женщин. Погода была отличная: легкий мороз, солнце и полное отсутствие ветра. Международной компанией - русская, португалец, финн и испанка, мы отправились поздороваться с Байкалом. Дошли до озера -  красота невероятная, море восторга. Погуляли, пофотографировались и пошли в гостиницу к ужину и брифингу. Всех волновала погода в день забега, хотелось бы, чтобы она была такая же прекрасная как в день приезда. Организаторы подтверждали, что погода будет хорошая, возможен легкий снегопад, но скорей всего и его не будет. Макароны на ужин и отправляемся по номерам спать и готовить  вещи к старту.

Утро перед марафоном прошло в суете - надо было все свои вещи принести в лобби гостиницы до завтрака, так как их забирал автобус, который доставлял их в другую гостиницу на месте финиша на противоположном берегу озера. Завтрак был в 7 утра, а примерно в 7.40 мы уже выезжали к месту старта. Старт был в поселке Танхой, где расположен Байкальский биосферный заповедник и добираться туда из Байкальска нам предстояло полтора часа. Погода не радовала - солнце не было видно вообще, сильный ветер и снегопад. Сначала все хотели бежать в довольно легкой одежде, но пока ехали, решили добавить по слою для защиты от ветра, о чем в последствии не пожалели. По дороге до старта подумалось, что Байкальский марафон вполне можно причислить к ультразабегу из- за логистических сложностей. Одна дорога сколько времени занимает - добраться до Иркутска, от Иркутска до Байкальска и еще от Байкальска до старта!

В доме на месте старта, информационном пункте Байкальского заповедника, уже были другие бегуны, приехавшие раньше нас. Атмосфера была очень интернациональная, участники из 25 стран собрались, чтобы пробежать по льду мифического озера. Все утеплялись и в последний момент перед стартом думали, чтобы еще надеть, дабы не замерзнуть. Картинка за окном не внушала особого энтузиазма  - люди выбегали фотографироваться и возвращались обратно в тепло.. Кому хочется бежать 42 километра в такую погоду?  Я хорошо упаковалась - компрессионные леггинсы 2ХU, сверху штаны Nike для зимнего бега с ветрозащитной панелью, лыжная термуха, куртка для беговых лыж Craft и  еще ветронепродуваемая беговая жилетка. Как выяснилось, она оказалась совсем не лишней. Тонкие беговые перчатки и ветронепродуваемые перчатки сверху, на голове тонкая шапка саломон и два баффа. На ногах кроссовки с шипами Icebug и гейтеры для защиты от снега. Уфф, вроде все! Еще солнцезащитные очки и толстый слой защитного крема от мороза и ветра. Рюкзак решила не брать - гель распихала по карманам.

Старт приближался -  пришлось покидать теплое помещение навстречу ветрам и снегопаду. Перед Байкальским марафоном  существует традиция задабривания духов озера, чтобы они были благосклонны и помогли пробежать марафон. Мы тоже «побурханили», разбрызгав молоко из стаканчика безымянным пальцем правой руки по сторонам света и вылив остатки молока на лед. Предстартовая суета, видео и фото и,наконец, бежим. Падает снег, температура в - 10 -12 градусов с ветром воспринимается как все -20.

Под ногами сантиметров 15 рыхлого снега, примерно по щиколотку и сыпет еще. Организаторы говорили про 10 сантиметров снега на трассе первые 10 км и 2 сантиметра далее по маршруту. Посмотрим, что будет. Кругом белая пустыня - горизонта не видно, впереди бегущие в тумане. Основная группа быстрых бегунов уходит вперед - я бегу   со своей скоростью, легкости нет - ноги утопают в снегу как в песке, все время какое-то вязкое ощущение - невозможно по нормальному оттолкнуться. Какие-то идеи бежать с определенной скоростью сразу же отпадают - главное, уложиться в лимит времени. На первом пункте питания, на 7 километре, обнаруживаю, что с трудом могу открыть рот, так как половина тела как будто заморожена от постоянного бокового ветра. Батончик Isostar в кармане полностью замороженный и грызется с трудом. Спасает чай на пунктах питания. Байкал испытывает на прочность.

Фото: Мария Шальнева

После 10 км метель перестала и появилась какая-то видимость - стало бежать легче, но снега под ногами меньше не стало. Снег скоро пошел вновь, и до 21 км был бег по щиколотку в снегу, какой-то сугробинг вместо ожидаемого бега по льду с небольшим покрытием из снега. На пункте питания на 21 км встретила финского друга - вторую часть дистанции решили бежать вместе.Удивились, что на половину дистанции ушло 3 часа. С моей неторопливой скоростью столько уходит на трейлах и бывает даже быстрее

Практически сразу после отметки в 21 км покрытие стало намного легче для бега, Байкал приготовил как будто десерт после тяжелой первой половины марафона. Лед и пара сантиметров снега - просто идеально. Бежалось легко, сразу прибавили в скорости. Метель прекратилась, и даже стало выглядывать солнце из-за облаков. Решили, что будем наслаждаться этим приключением, не гнаться за скоростью, но будем смотреть на часы, чтобы уложиться в лимит из 6 часов. Местами был прозрачный лед. На одном из таких участков остановились пофотографироваться - и тут я услышала звуки музыки как будто издалека. Сначала не поняла, что это, спросила Юху, финского друга, что за звук. Прислушались - звук шел из подо льда. Байкал пел и разговаривал с нами. Было поже на глухой звук шаманского барабана,  доносившегося откуда-то. Звук чарующий,но в тоже время пугающий. Под снегом на первой части маршрута ничего слышно не было, видимо снежное покрытие поглащало звук.  Мне даже стало немного не по себе - жутковато от мыслей, а что если вдруг...  Тем более пару раз был слышен отчетливый треск льда сзади. Впереди и сзади никого не было - я подумала, как же здорово, что решили бежать вместе с Юхой, а то в одиночестве было бы страшно. Хотя, по всем прогнозам, маршрут был полностью безопасным и толщина льда достаточной.Так что мои опасения были напрасны.

Через некоторое время поднялась сильнейшая метель. Снег падал крупными хлопьями и облеплял как снеговика. Поверхность льда стала местами неровной, было много торосов, больших барьеров из сломанных льдин и ледяных плит.

После очередного тороса снегопад как будто выключили. Резко стало светло, показалось  солнце и стал виден противоположный берег Байкала. Это дало сил - оставалось бежать  всего лишь в районе 10 километров. Казалось, финиш уже совсем близко. Но Байкал приготовил еще один сюрприз, километров за 5 до финиша подул сильнейший ветер, который просто сносил с ног, и одновременно задувал ветер с другой стороны. Казалось, что дует вообще со всех сторон. Возникало желание сойти с дистанции, несмотря на то, что финиш уже так близко. Ветер сдул практически весь снег, и остаток дистанции бежали почти по голому льду. Шипы кроссовок Icebug держали на льду отлично. Смотрю на часы и радуюсь тому, что укладываюсь в лимит. Ускоряюсь и думаю, что уже финиш, но меня разворачивают немного в другом направлении. Оказывается финиш через 100 метров, а впереди еще одно финальное препятствие - трещина во льду и мостик, по которому надо осторожно пройти. Вот и финишный створ - приключение завершилось. Время 5:57, в лимит уложилась. Юха прибежал на пару минут раньше - фотографируемся на финише и идем в гостиницу переодеваться. Наш португальский друг прибежал часом раньше, София прибежала первой из женщин за 4:20.

Из-за погодных условий гонка получилась очень нелегкой, с этим были согласны все, даже спортсмены имеющие немалый опыт горных трейлов и ультра марафонов. По словам организаторов марафон этого года был самым сложным за всю историю проведения Байкальского ледового марафона. Впервые был отменен лимит времени, для того, чтобы финишировали все участники забега. В итоге, я оказалась даже не последней.

Фото: Мария Шальнева

Вечером был праздничный ужин от организаторов марафона, награждение, обмен впечатлениями и общение. Очень красивая и необычная медаль.

Несмотря на суровые условия, Байкальский ледовый марафон оставил невероятно много эмоций и впечатлений, будет о чем рассказать внукам в старости! Великий Байкал показал все стороны своего характера, погода менялась на протяжении дистанции, что дало возможность увидеть разные лица зимнего Байкала и услышать его голос. А еще марафон - это всегда новые встречи и знакомства с интереснейшими людьми, разделившими это приключение. Немного не хватило времени на Байкале - хотелось бы остаться еще на несколько дней, попутешествовать по окрестностям и пофотографировать переливающиеся на солнце льдины. И еще очень хочется увидеть Байкал летом!